Что нельзя обменять по закону

На основании ст. 25 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» по общему правилу потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный он не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Срок – 14 дней, не считая дня покупки. Но есть исключения, которые и входят в рассматриваемый нами новый Перечень 2021.

Новый Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, вступил в силу с 01.01.2021 и действует до 1 января 2027 года. В него входит 14 позиций товаров, причём все они укрупнённого характера (что на практике может вызывать спорные ситуации).

 

Обмен и возврат товаров регулируются нормами ст. 502 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 25 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей»> (далее — Закон о защите прав потребителей), согласно которым потребителю предоставлено право обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен. Указанное право потребитель может реализовать в течение 14 дней с момента передачи товара потребителю.

 

Основания такого обмена четко определены ч. 1 ст. 25 Закона о защите прав потребителей: товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Вместе с тем, ст. 25 Закона о защите прав потребителей предусматривает возможность ограничения такого права потребителя правовым актом, а именно постановлением Правительства РФ от 19.01.98 № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации». Перечень товаров является исчерпывающим и не может быть расширен продавцом по своему усмотрению. К п. 4 Перечня отнесены строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и другие) и другие товары, отпускаемые на метраж.

При покупке строительных материалов и изделий, которые отпускаются на метраж покупателю надо быть очень внимательным с выбором цвета, размера, габарита, так как строительные материалы и отделочные (линолеум, пленка, ковровые покрытия и другие), кабель провода, шнуры и другие аналогичные товары надлежащего качества обмену и возврату не подлежат.

Если строительные материалы надлежащего качества продаются на метраж, то этот товар не подлежит возврату продавцу. Однако, если товар продаётся поштучно, потребитель, руководствуясь ч. 1 ст. 25 Закона о защите прав потребителей, вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен. При этом возвращается весь товар согласно кассовому или товарному чеку.

Например, Вы приобрели 10 рулонов обоев, и оказывается, что три из них отличаются оттенком, в таком случае, необходимо обратится с письменной претензией к продавцу, и вернуть весь товар, указанный в чеке. При этом не стоит забывать, что если упаковка товара была вскрыта, то оснований не обмен/возврат уже не будет.

Настоящим законом не предусмотрено понятие «излишки товара». Следовательно, перед покупкой товара необходимо определиться с количеством необходимого товара, проконсультироваться со специалистом, либо с продавцом, который должен предоставить всю необходимую и достоверную информацию о товаре, обеспечивающую возможность правильного выбора товара.

Также законодателем предусмотрено, что требование покупателя об обмене либо о возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства, пломбы, ярлыки и имеются доказательства приобретения его у данного продавца (товарный или кассовый чек, иной документ, подтверждающий оплату товара). Отсутствие товарного или кассового чека не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований потребителя.

В случае отсутствии необходимого для обмена товара надлежащего качества потребитель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму в течение трех дней со дня возврата товара. Следует отметить, что требование об обмене товара надлежащего качества необходимо предъявлять в письменной форме.